Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снова продлен срок ответа на требования ФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.
Обмен документами с ИФНС: порядок, сроки, ответственность
В ходе налогового контроля, а также при проведении различного рода проверок налоговый орган вправе запрашивать у налогоплательщика документы (информацию) (ст. ст. 88, 93, 93.1 НК РФ).
Тем налогоплательщикам, которые обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в ИФНС в электронной форме, также вменяется в обязанность обеспечить получение документов от ИФНС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота (ЭДО) (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Такая обязанность считается исполненной при наличии у налогоплательщика:
-
договора с оператором ЭДО на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту учета налогоплательщика;
-
квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.
Таким образом, налогоплательщик, использующий электронный документооборот с налоговым органом, получает от него все документы (требования, уведомления, письма и др.) по телекоммуникационным каналам связи. Порядок такого обмена утвержден приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@.
Сроки отправки ответов на документы, полученные от ИФНС, строго регламентированы НК РФ. За нарушение указанных сроков для налогоплательщика предусмотрена ответственность.
На первом этапе информационного обмена с ИФНС налогоплательщик обязан подтвердить получение документов. Для этого в течение 6 дней со дня отправки документов налоговым органом необходимо отправить квитанцию о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ, п. 10 Приказа № 448). Если прием требований (уведомлений) не будет подтвержден в указанный срок, налоговый орган вправе приостановить операции по банковским счетам налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Сроки отправки ответов на требования зависят от видов требований, а также видов налоговых проверок.
Требование о представлении пояснений выставляется в адрес налогоплательщика при выявлении:
-
ошибок в налоговой декларации (расчете);
-
противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах;
-
несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащихся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
Ответ на требование о представлении пояснений следует отправить в течение 5 рабочих дней со дня его получения (п. 3 ст. 88 НК РФ). В противном случае налогоплательщику грозит штраф (ст. 126 НК РФ).
Требования о представлении документов (информации) направляются налогоплательщику при проведении налоговых проверок. В зависимости от того, в рамках какой проверки было направлено данное требование, сроки представления запрашиваемых документов (информации) составляют:
-
5 рабочих дней – при проведении встречной проверки контрагента или иного лица (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Ответ на такое требование следует направить в течение 5 рабочих дней, даже если документы по этому контрагенту отсутствуют;
-
10 рабочих дней – в рамках проведения выездных и камеральных проверок (п. 3 ст. 93 НК РФ), а также при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
-
20 рабочих дней – в рамках проведения налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков (п. 3 ст. 93 НК РФ);
-
30 рабочих дней – в рамках проведения налоговой проверки иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе (п. 4.6 ст. 83, п. 3 ст. 93 НК РФ).
Информация о переносе сроков уплаты для СМП
Вот на какие налоги дали отсрочку 6 месяцев малому и среднему бизнесу из пострадавших отраслей:
Вид фискального обязательства |
Новый срок |
---|---|
Налог на прибыль |
28.08.2020 — 1-й транш за II квартал 28.09.2020 — итоговый транш за 2019 г., 3-й платеж за I квартал, 2-й платеж за II квартал 28.10.2020 — транш по итогам I квартала, 3-й платеж за II квартал 30.11.2020 — перечисление по итогам II квартала |
Налог при УСН для организаций |
30.09.2020 — отсрочка по УСН за 2019 год 26.10.2020 — транш за I квартал 25.11.2020 — налог за полугодие |
Налог при УСН для ИП |
26.10.2020 — платеж за I квартал 30.10.2020 — итоговый транш за 2019 г. 25.11.2020 — транш за полугодие |
ЕСХН |
30.09.2020 — итоговый платеж за 2019 г. 25.11.2020 — транш за полугодие |
ПСН |
На 4 месяца перенесены сроки оплаты патента, приходящиеся на II квартал. Например, если в патенте указан срок 01.04.2020, платите 03.08.2020, а если 30.06.2020 — новый срок 30.10.2020. |
Налог на имущество, транспортный и земельный |
30.10.2020 — авансовые взносы за I квартал 30.12.2020 — авансовые взносы за II квартал |
Страховые взносы |
15.10.2020 — за март — отсрочка на 6 месяцев для малого бизнеса 16.11.2020 — за апрель и июнь 15.12.2020 — за май и июль |
Страховые взносы ИП за себя |
02.11.2020 — дополнительный взнос за 2019 г. |
НДФЛ с доходов ИП |
15.10.2020 — налог за 2019 г. 26.10.2020 — платеж за I квартал 25.11.2020 — платеж за полугодие |
ЕНВД |
26.10.2020 — отсрочка по ЕНВД для малого бизнеса за I квартал 25.11.2020 — налог за II квартал |
Виды сроков давности по уплате налогов
Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.
Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.
В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.
Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:
- срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
- срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.
Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.
Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.
Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.
Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:
- нарушения правил регистрации;
- непредставление отчетности;
- подача декларации несоответствующим законодательству способом;
- нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.
Форма, порядок, способ передачи требования
Обязанности по направлению требования к плательщику возложены на тот налоговый орган, в котором плательщик-должник зарегистрирован.
Независимо от того, является ли должник физическим лицом, юридическим лицом, или состоит в участниках консолидированной группы. В последнем случае требование направляется уполномоченному ответственному участнику этой группы.
Существует несколько способов передачи требования плательщику:
- лично;
- путем отправки почтового отправления;
- через кабинет налогоплательщика на официальном сайте;
- через интернет в электронной форме.
При этом если должником является организация, то требование передается руководителю или тому, кто его представляет. Если должник – физическое лицо, то требование передается ему или его законному представителю. Почтовое отправление представляет собой заказное письмо, которое считается врученным по истечении шести дней с момента отправки.
Порядок отправки требования в электронном виде представляет собой первичное формирование документа в письменном виде, последующее формирование такого же документа в электронном виде, подписание его усиленной квалифицированной подписью ответственного лица (обычно это руководитель налогового органа или того, кто его заменяет).
Направляется электронное требование на адрес плательщика через интернет с фиксированием даты отправления.
Налоговый орган, отправивший уведомление в электронном виде, не позднее следующего дня обязан получить по тем же каналам, что и было отправлено требование (например, через электронную почту), следующие данные:
- уточнение и подтверждение правильности даты отправки;
- прием или отказ в приеме плательщиком, подтвержденные квалифицированной электронной подписью.
То есть плательщик со своей стороны обязан уведомить налоговый орган о том, получил ли он требование, принял ли его или нет. Если оснований для отказа нет, то отказ плательщика считается неправомерным, подлежит привлечению к ответственности плательщика-должника. Файл обмена должен иметь формат XML.
Налоговый орган при обнаружении недоимки со стороны плательщика направляет ему требование об уплате любым способом в течение трех месяцев или года (в отдельных случаях).
Что могут запросить при проверках?
Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно. Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.
Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.
И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.
Так, совсем недавно в Свердловской и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».
Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Если организация занимается направлением деятельности, пострадавшем от последствий вирусной инфекции, то она вправе воспользоваться отсрочкой по налогам, кроме НДС и НДФЛ, по следующим правилам:
Платеж | Отсрочка | Налогоплательщики |
Налоги | 6 мес. | Малые и средние организации |
Налоги | 3 мес. | Иное лицо |
Страховые взносы | 6 мес. | Микропредприятие |
Перечень мер в налоговой сфере
Меры по противодействию инфекции, вызываемой новым коронавирусом, крайне негативно сказываются на экономике страны в целом, а на бизнесе в частности. Так, пострадавшими оказываются целые отрасли хозяйственной деятельности.
В целях смягчения нагрузки на бизнес в плане исполнения обязанностей по внесению организациями и предпринимателями налоговых платежей в бюджет Правительством РФ было принято решение об определенных послаблениях в этой сфере.
Они касаются как снижения размера определенных обязательных платежей, так и смягчение условий налогового контроля. Далее речь пойдет о наиболее значимых мерах, предпринятых руководством страны в налоговой сфере, направленных на поддержку отечественной экономики в сложившихся непростых условиях.
Требование без реквизитов и количества
В ходе выездной проверки инспекторы, как правило, сначала выставляют требование на представление копий документов без указания реквизитов и количества, например регистров налогового и бухгалтерского учета, книг покупок и книг продаж, договоров, актов, накладных, счетов-фактур за три проверяемых года.
Обычно по данному требованию компании представляют оригиналы документов для проверки на территории налогоплательщика. Переписывать в этом случае каждый документ не обязательно. Можно указать общее количество документов с разделением по их видам.
Если же компания не исполнит такое требование, оштрафовать ее на основании п. 1 ст. 126 НК РФ работники налоговых органов не вправе. Даже если они определят количество непредставленных документов расчетным путем или исходя из количества фактически представленных с опозданием документов. По мнению судов, инспекция обязана указывать наименование и количество запрашиваемых документов (Постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.08 №15333/07, ФАС Московского от 01.08.11 №КА-А40/7907-11и Северо-Кавказского от 09.06.11 по делу №А63-1749/2010 округов).
Однако есть и другое мнение. Виды документов, подтверждающих финансово-хозяйственную деятельность, и обязательные требования к их оформлению установлены действующим законодательством и не могут быть неизвестны налогоплательщику. Поэтому некоторые суды признают обоснованными санкции, взимаемые в случае выставления требования без указания реквизитов и количества документов (Постановления ФАС Московского от 12.10.09 №КА-А40/10665-09 и Западно-Сибирского от 01.07.09 №ФО4-3216/2009(7623-А03-37)округов).
Какие санкции предусмотрены для нарушителей
Налогоплательщику, который обязан отчитываться перед ИФНС в электронном виде, но не обеспечил возможность получения от инспекции электронных документов, налоговики заблокируют счета в банке. То же самое случится, если данный налогоплательщик не направит налоговикам квитанцию о получении электронного требования (подп. 1.1 и подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ; подробнее см. «Непредставление налогоплательщиком электронной квитанции о приеме документов из инспекции является основанием для блокировки счета»).
Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет
За отказ представить в срок истребованные в рамках проверки документы (которыми, по мнению инспекторов, налогоплательщик располагает) предусмотрен штраф на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Его размер составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ. Если же контрагент проверяемого налогоплательщика отказался направить запрошенные у него документы об этом налогоплательщике (при том, что такие документы есть в наличии), инспекторы выпишут штраф по пункту 2 статьи 126 НК РФ в размере 10 000 рублей.
Правила въезда в Россию для россиян 2022
Немного задержался с приятными новостями, после которых статью можно больше не читать. Россия сняла все ограничения на въезд в страну с 21 октября. С этого момента не важно прилетаете ли вы самолетом или въезжаете через наземную границу, более не нужно заполнять никаких анкет или сдавать тестов.
Итак, что нужно сделать для возвращения в страну:
- Вам не нужно заполнять анкет «регистрация пребывающего в РФ», независимо от вашего статуса вакцинации
- Вам не нужно сдавать ПЦР тесты перед прибытием в Россию или после прибытия в страну
- Вам не нужно заполнять анкету здоровья и подгружать сертификаты вакцинации или результаты ПЦР тестов
Для въезда в страну вам достаточно пройти пограничный и паспортный контроль, как в старые добрые времена, без лишней бюрократии.
За последние годы налоговые органы РФ отлично автоматизировались и продолжают работать в этом направлении. По нашей статистике (и тут тоже мы ведем учет)))) заметно увеличилось количество различных запросов, которые получают налогоплательщики, от требований на уплату налогов и взносов, до пояснений расхождений в декларации даже в 1 рубль. Не все и не всегда такие запросы являются правомерными, часть из них налогоплательщики могут игнорировать без каких-либо последствий для себя, а есть запросы, отсутствие реакции на которые может привести к негативным последствиям, например, в виде штрафа или доначисления налога по акту проверки.
Сами налогоплательщики вносят свою «посильную лепту» в увеличение документооборота налогового контроля — не уплачивают налоги вовремя, допускают различные ошибки в учете и/или отчетности, работают с «проблемными» контрагентами и так далее.
Несмотря на то, что формы запросов не столь многочисленны, основания, по которым налоговый орган имеет право направить такой запрос, расширяются из года в год. В связи с этим мы решили выпустить цикл статей, в которых рассмотрим виды запросов, возможные причины их получения, а также дадим практические рекомендации, что со всем этим делать?
А начнем мы, пожалуй, с самого распространенного типа запроса, который, наверняка, получал хотя бы один раз в жизни любой предприниматель (или бухгалтер) – с требования об уплате налога или сбора.
Оценка правомерности запроса.
Кроме установленной формы, требование об уплате должно быть направлено с соблюдением сроков, а именно не позднее 3-х месяцев с даты выявления недоимки. Надо отметить, что с 2019 года требования на уплату получаются с завидной скоростью, уже через пару недель после отправки отчетности. Дает знать о себе все та же автоматизация. Ранее требования могли не присылаться ну очень длительное время.
Основание для направления требования.
В отличие от всех остальных запросов, вариантов немного – либо у вас есть долг перед бюджетом, либо нет. А вот причин, по которым вам прислали требование – может быть достаточно, самые распространенные из них:
- вы не заплатили налоги/взносы;
- вы заплатили не всю сумму налогов/взносов;
- вы заплатили налоги/взносы по неправильным реквизитам;
- налоговый орган по каким-то причинам не получил ваши платежи;
- другое.
Обоснование требования – обязательный элемент
В ходе камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить дополнительные документы или пояснения по обнаруженным расхождениям. Но требования могут высылать и вне рамок проверки, когда проверяют контрагента и нужно подтверждение информации по нему или по конкретной сделке с ним. Именно так налоговые органы проводят подтверждение вычетов по НДС от контрагентов, удостоверение фактов хозяйственной деятельности от подрядчиков, арендаторов и продавцов и т.п. Этот способ отличается от запроса по проверке деклараций (выездной или камеральной) более узким направлением контроля – целью предполагается конкретное лицо или конкретная сделка.
В этой связи в форме требования о предоставлении документов или информации на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ (т.е. вне рамок проверки) обязательно должна быть указана причина запроса: мероприятие налогового контроля, обоснование необходимости в истребовании документов применительно к конкретным сделкам – как правило, это «встречные» проверки ваших контрагентов. Однако порой налоговики оставляют это поле документа пустым, что может стать аргументом для признания требования недействительным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № Ф02-4438/2021 от 20.09.2021 по делу № А33-277/2021).
Благодаря настойчивым коллегам теперь в подобных случаях можно ссылаться в отказе от исполнения требования на письмо ФНС России № ЕД-4-2/12216@ от 27.06.2017 и судебную практику (напр., Постановления арбитражных судов Уральского округа № Ф09-9127/19 от 16.01.2020 по делу № А76-15894/2019, Московского округа № Ф05-25455/2021 от 20.10.2021 по делу № А40-55951/2020). Налоговый орган обязан обосновать необходимость истребования большого массива данных либо непосредственно в требовании, либо позднее пояснить в ответ на жалобу налогоплательщика. Если этого не сделано, требование налоговиков о предоставлении документов (информации) суд может признать незаконным.
Обратите внимание, что аргумент об обосновании запроса работает в пользу налогоплательщиков только при значительных объемах запрашиваемой информации, в случае обычного запроса неуказание конкретного мероприятия налогового контроля может носить формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования (Постановление Арбитражного суда Московского округа № Ф05-16443/2021 от 24.08.2021 по делу № А40-194238/2020).